"Имена России: Петр Первый."

"Имена России: Петр Первый."

В Центральной городской библиотеки 12 мая представлена выставка- панорама, экскурсия ” Великий царь и реформатор” , приуроченная к 350- летию со дня рождения Петра 1 Великого ( 1672-1725).
Петр Великий — уникальная личность во всей русской истории. Петр полностью разрушил сложившийся столетиями образ русского царя. В отличие от всех предшествующих российских государей, он лично участвовал во всех своих начинаниях. Это он странствовал по бездорожью России, наряду с другими кораблестроителями, работал топором, овладел в совершенстве кораблевождением и артиллерийским делом, фортификацией и градостроительством.
В стенах библиотеки проведен обзор литературы о его жизни и деятельности. Личность Петра Алексеевича была описана в таких литературных произведениях, как ” Петр Великий” М.В. Ломоносова, “Арап Петра Великого” и ” История Петра 1″ А.С. Пушкина, ” Пётр Великий воспитание личности” К. Валишевский и многие другие.
Мероприятие подготовила и провела библиотекарь Елена Гончарова.

Петр Первый – царь, великий реформатор, политический деятель, флотоводец, военачальник… Перечислять его заслуги перед Отечеством можно бесконечно. Однако сегодня речь пойдёт о произведении искусства, поистине уникальном, о прижизненном портрете Петра Первого.
О портрете Петра Великого
Антуана Пэна
(1716-1717), написанного в Германии (холст, масло), полотно находится в ГМЗ “Павловск”. Это знаменитый портрет Петра Великого в полный рост, прижизненный , который был создан в 1716 году. Прижизненные портреты императора – огромная редкость, он был написан во время пребывания Петра Великого в Европе. Художнику Антуану Пэну был заказан портрет русского царя. В то время, когда царь уже был всем хорошо известен: могущественный победоносный монарх, о чьих подвигах говорил весь мир и чье влияние ощущалось повсюду, где бы он ни появился. И портрет, заказанный Антуану Пэну, как раз и отражает эту ситуацию. Петр изображен в латах, как и принято было изображать победоносных военачальников, с жезлом военачальника в руке на фоне происходящей вдали баталии, в императорской мантии – образ победоносного монарха. Это традиционная схема парадных портретов многих императоров, которые вели войны, которые были победителями. Сказать, что это за битва, сложно– это фон, обычная композиционная схема презентационная. Мантия, которая говорит о его чине и ранге императорском, жезл полководческий, латы – то есть военный муж, герой сражения. То есть традиционная схема портрета XVIII века, который представляет столь высокую персону, все признаки этой схемы налицо. Отличие этого портрета – высочайшее художественное качество портретного сходства. Уникальна и судьба этого полотна: в годы ВОВ полотно готовили к вывозу, но в панике забыли в одной избе, где были расквартированы оккупанты. Много лет спустя портрет нашёл Анатолий Михайлович Кучумов (советский искусствовед, заслуженный работник культуры РСФСР) в селе Антропшпино.
Материал подготовлен Филиалом №1 Центральной городской библиотеки.